Обесценивание личности. Заниженная самооценка у ребенка: как распознать и чем помочь?

Отношения  19 апреля 2017. Просмотров: 398
Мне нравится

Оценочное суждение о собственной значимости (или незначительности) формируется очень рано. Его первый и главный источник - родители, они - главные фигуры нашего детства. Поначалу их любовь безусловна и безотносительна, она не зависит от достижений и заслуг. А затем - реакция на первый рисунок, первый выученный стишок…

Где мы побоялись перехвалить малыша, что сделали не так, после чего он перестал любить себя и стал неуверенным в собственных силах? И как помочь ему избавиться от заниженной самооценки?

Прежде чем начать разговор о самооценке ребенка, родителям стоит посмотреть на себя. Свободны ли они сами от комплексов? Как оценивают собственную состоятельность как личность? Любой малыш несет в себе в психологическом смысле весь груз родительских ожиданий не только в отношении себя, но и их самих. Это очень сложная система, и разбираться в ней нужно с самого начала.

Признаки заниженной самооценки у детей

Признаки заниженной самооценки у детей

Застенчивость

Он чрезмерно стеснителен, избегает как встреч с новыми людьми, так и столкновений с новыми условиями и жизненными ситуациями. Иногда это может доходить до истерических проявлений. Следует понимать, что детям свойственна застенчивость, но ее слишком яркие проявления ненормальны.

Чрезмерное усердие, стремление к совершенству

Именно пониженная самооценка часто является причиной перфекционизма. Делая даже самое пустяковое дело, такой ребенок старается выполнить его таким образом, чтобы не было ни единого шанса подвергнуть его критике.

Ощущение постоянной опасности

Он старается постоянно быть рядом со взрослыми, особенно вне дома. Цепляется за руки, не отпускает от себя ни на шаг. А вдруг подойдет кто-то чужой и заговорит, да еще и задаст страшный вопрос «Как тебя зовут?»…

Повышенная осторожность

Если другие дети мало задумываются о последствиях, залезая на дерево, на забор или прыгая с качелей, то этому малышу свойственны проявления страха и осторожности. Он лучше отойдет в сторонку подальше от таких забав.

Нерешительность

Один из главных признаков низкой самооценки. Присущая обычным детям любознательность и желание попробовать все интересное здесь и сейчас в данном случае сменяется отложенным действием. Все новое откладывается «на потом». Даже получив в подарок долгожданный велосипед или коньки, они не ринутся тут же во двор испытывать их в деле, боясь получить отрицательный опыт. Лучше ничего, чем очередная неудача.

Читайте также:

Упрямство

Его очень трудно переубедить. Иногда упрямство перерастает в показную смелость, и выглядит это демонстративно. В ребенке живет внутреннее стремление доказать, что он умелый и не бесполезный. И демонстрирует все это он исключительно на публике.

Пессимизм и обидчивость

Он жалеет себя по каждому поводу до слез. И всегда знает, что «все равно ничего не получится».

Зависимость

Такой ребенок всегда ото всех зависит: от родителей, от друзей (которых у него очень мало или нет вообще), от старших братьев и сестер и т. д. Ему нужно не только постоянное одобрение от них, но и принятие решений, которых сам он тщательно избегает.

Существует и довольно простой тест на определение самооценки ребенка. Нарисуйте лестницу из десяти ступеней и объясните, что на первой, нижней ступеньке стоят самые неудачные, глупые и самые никчемные люди. А на самой верхней - те, кто соответствует самому высокому стандарту - успешные, талантливые, умные и красивые. Предложите ребенку поставить себя на ту ступеньку лестницы, которой он, по его мнению, соответствует. Если это будет четвертая и ниже ступенька - пора задуматься, а то и бить тревогу. Норма – это 5-7 уровень собственной значимости по 10-балльной шкале.

Можно ли понять причину?

Заниженная самооценка у ребенка: как распознать и чем помочь?

Докопаться до глубинных причин заниженной самооценки очень и очень сложно. Это все равно что гадать, как выглядит корневая система незнакомого растения. Порой комплекс может развиться из-за одного сказанного неосторожно слова, которое все давно забыли. Все, кроме адресата. Более того, даже понять, что у маленького человека «что-то пошло не так», порой тоже непросто. Все перечисленные выше признаки или, на крайний случай, очень похожие симптомы можно найти и у совершенно адекватных в этом отношении детей. Разные характеры, разные темпераменты, разные нормы. Рассчитывать можно только на интуицию родителя, его чуткость к изменениям определенных моделей поведения собственного ребенка.

Как с ней бороться?

Заниженная самооценка требует обязательной корректировки, и первый, кто может и должен помочь маленькому человеку, - это мама. Искренняя похвала, акцент на успехи и достоинства, игнорирование любых неудач или их оправдание не зависящими от ребенка обстоятельствами - основные инструменты помощи. Подбадривайте малыша, хвалите и чаще говорите ему, как вы рады тому, что он у вас есть, как вам с ним повезло.

Если проблема растет на почве отношений со сверстниками, решать ее сложнее, и делать это нужно более тонко. Прямые обращения к обидчикам ничего не дадут и могут даже дать обратный эффект. Выясните причину такого отношения сверстников и помогите ребенку ее устранить. Если, к примеру, это насмешки из-за неуклюжести - записаться в спортивную секцию, проблемы с речью - начать посещать логопеда и т. д. Хорошо работают праздники, устроенные с участием одноклассников в его честь (например, на день рождения или по поводу успеха в какой-то области).

Отметка в дневнике - не оценка личности!

Становясь старше, дети сталкиваются вопиющей по своей несправедливости и психологической безграмотности градации - по успеваемости. В школьном коллективе ярлыки «троечник» и тем более «двоечник» - это штамп, который очень трудно смыть и который определяет общее отношение к школьнику. Важно сформировать правильное отношение ребенка к этому вопросу. Отметка – это не только не оценка личности, но и даже не критерий знаний и способностей к обучению. И в конечном итоге только отношение к этому вопросу в семье может помочь школьнику не выстраивать порочных причинно-следственных связей и переносить их на себя.

Слова-табу

Вроде бы все мы знаем, что обзываться нехорошо и даже гадко, но обидные слова нередко проскальзывают в адрес детей. «Безрукая», «бестолочь», «свинья», «корова», «дурак», «никчемный» и т. д., и т. п. Это очень обидные слова, даже если вы говорите их, не вкладывая глубокого смысла, что называется, на автомате. Иногда именно такое брошенное в сердцах и забытое нами слово становится фактором, травмирующим ребенка на всю жизнь.

Читайте также:

Игнорирование проблемы нездоровой самооценки ребенка может привести к тяжелым последствиям в будущем. Чем раньше родители обратят на это внимание и чем серьезнее отнесутся к проблеме, тем благоприятнее прогноз. Нужно быть готовыми к тому, что корректировка детских суждений о собственной значимости - дело не одного дня. Это долгая и кропотливая работа, но на кону стоит слишком многое - уверенная и счастливая взрослая жизнь.

Читайте другие интересные рубрики


Полезная статья? голосов 20
20

Оставьте свой комментарий
Новых комментариев: 0

Редакция LadySpecial.ru

Уважаемые читатели, будем рады принять ваши благодарности, а так же критику и любые замечания. Мы вместе делаем этот сайт лучше.



Похожий материал - Вам это понравится

↓ Показать больше похожих статей ↓