Как правильно выполняется артикуляционная гимнастика для звуков «р», «л»
Дефект речи или дислалия проявляется нарушенным произношение при слуховой норме и сохраненной иннервации артикуляционного аппарата. Характеризуется затрудненным, нарушенным или неправильным произношением речевых фонем.
Известно несколько разновидностей дефектов речи: от неправильного произношения до прекращения речевого развития в следствие психологической или физиологической травмы.
Ротацизм (звук Р), сигматизм (шипящие), ламбдацизм (звук Л) – довольно распространенные дефекты речи, встречающиеся у детей в начале речевого развития. Если вовремя не начать работать со специалистом по исправлению речевого дефекта, дислалия может остаться до конца жизни.
В шутку говорят, что картавым легче дается изучение французского языка. А вот у японцев специалисты отмечают проблемы с освоением иностранных языков из-за особого строения гортани. Действительно, анатомическое несоответствие может провоцировать неправильное произношение звуков. Но в большинстве случаев проблема заключается исключительно в артикуляционном несоответствии произношения. Поэтому в логопедии разработаны комплексы артикуляционной гимнастики для звуков Р, Л и других.
Читайте также:
Сегодня много полезной информации можно найти в Интернете: артикуляционная гимнастика для звука Р в картинках, видео-уроки, описание методики домашнего и специального обучения речевому соответствию. Прежде, чем применить какую-либо из методик, нужно точно определить характер речевой проблемы. Например, у детей в начале речевого развития часто возникают проблемы с произношением. И у многих речь исправляется с возрастом без логопедической помощи. Обратиться к логопеду не зазорно, специалист точно определит, нужно ли заниматься артикуляционной гимнастикой для звуков Р, Л, или дать процессу развиваться естественно.
Особенности артикуляционной гимнастики для постановки звука Р
Как утверждают специалисты, поставить речь, исправив дефекты произношения звуков, можно в любом возрасте. У детей это происходит гораздо быстрее и легче за счет пластичности психики и нервной системы. Исследования показали, что устная речь, как один из первых факторов умственного развития ребенка, влияет на дельнейшую грамотность, развитие письменной речи. Хотя это всего лишь статистика. Индивидуальность – вот что отличает нас. Система, показывающая эффективность в одном случае, в другом может дать меньшую результативность.
Речь с картавинкой добавляет пикантности, может стать изюминкой образа. И все же лучше попытаться исправить дислалию или хотя бы сделать ее менее выраженной.
В произношении Р задействована вся мышечная структура языка. Рот приоткрыт, кончик языка приподнят к основанию верхней челюсти, при выдохе сильная направленная воздушная струя проходит посередине языка, вызывая его вибрацию. Произнося Рь, приподнимается спинка языка, кончик – пониже. Понять, как действовать, поможет артикуляционная гимнастика для звука Р в картинках. Главное, научиться рефлекторно управлять языком при произношении звука.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р
Основа тренировки – улучшение моторики языка. Ниже приведены описания упражнений для исправления ротацизма и параротацизма (исключение и замена звука Р).
- Приоткрытый рот с языком наружу. Губами «шлепаем» по языку, издавая «пя-пя-пя».
- Ненапряженный язык кладем плашмя на нижнюю губу, считаем до пяти. Весь рот расслаблен.
- Острый язычок высовываем изо рта как можно дальше.
- В широко-широко раскрытом рту касаемся острым кончиком языка свода неба, зубов верхней челюсти.
- Рот раскрыт с языком наружу, мышцы расслаблены. Теперь поднимаем язык вверх к носу, опускаем к подбородку.
- Раскрыв рот, широким языком проходим по наружной, затем внутренней стенки зубов, поочередно на верхней и нижней челюсти.
- «Чистим зубы» язычком.
- «Красим» верхнее небо вперед-назад (похоже на упражнение №4).
- Вращение острым языком влево-вправо, стараемся удержать «нахальца за воротами».
- Облизываем губы, как будто они вымазаны чем-то вкусненьким.
- Широко раскрыв рот, приподнятым вверх широким языком пытаемся дотянуться до верхнего неба, но не касается.
- В широко раскрытом рте пробуем языку придать форму лодочки.
- Рот слегка приоткрыт, кончик языка на нижней губе. А теперь медленно двигаем вперед-назад, как «болтушкой», увеличивая темп. Добавляем «бл-бл-бл».
- Пощелкивание кончиком медленно, потом быстрее.
- Пощелкивание всей поверхностью органа.
- Присосались всей поверхностью языка к верхнему небу, задержали на 3-5 секунд.
- Задание №16 усиливаем открыванием-закрыванием рта.
- Приоткрытый рот в улыбке, язычок уперся в зубки. А теперь произносим т-т-т-т, д-д-д-д, постепенно ускоряя темп.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р может сочетаться с упражнениями для других звуков. Хотя многое из перечисленного позволяет исправлять разные логопедические дефекты.
Читайте также:
- Пальчиковая и артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет
- Короткая уздечка у ребенка языка и верхней губы
- Как научить ребенка выговаривать букву р дома?
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р поможет ребенку, да и взрослому, справиться с речевым дефектом. Главное, не останавливайтесь, следуйте свой цели. К тому же занятия не требуют создания специальных условий. Даже профессиональные дикторы перед началом работы всегда проводят артикуляционную разминку, что позволяет простимулировать речевой аппарат и подготовить его к речевым нагрузкам.
- Лекарственные растения (249)
- Ароматерапия (26)
- Современное лечение (1850)
- Народные средства (260)
- Лекарства из аптеки (614)
Уважаемые читатели, будем рады принять ваши благодарности, а так же критику и любые замечания. Мы вместе делаем этот сайт лучше.