Синдром Аспергера у детей: симптомы, лечение
Каждый ребенок имеет свой характер, темперамент и особенности поведения. Но иногда родители замечают, что их малыш совсем уж не похож на сверстников. Он не заводит друзей, ведет себя не так, как принято, выглядит отчужденным. При обращении к психиатру ему может быть поставлен диагноз «синдром аспергера». Какими симптомами он проявляется у детей?
Жизнь по особому сценарию: синдром «неуживчивости»
Первые симптомы синдрома Аспергера у детей становятся заметными только в 2-3 года. До этого возраста родители и врачи не могут заподозрить у малыша такое расстройство. Причем по внешнему виду такие детки ничем не отличаются от своих сверстников. Обнаружить нарушение можно только при тесном длительном контакте. Его главные признаки – расстройство социальной коммуникации, воображения и взаимодействия. Такие дети не могут устраиваться в жизни и проявляют беспомощность в простых житейских ситуациях.
Как распознать проблему?
Признаки синдрома Аспергера у детей могут быть выражены очень резко или умеренно. Вот самые характерные проявления этого расстройства:
- педантичность;
- стремление к совершенству (перфекционизм);
- трудности в общении. Необходимость вступать в вербальный контакт со взрослыми или детьми вызывает у ребенка сильную тревогу и растерянность;
- непонимание чувств других людей;
- погруженность в собственный мир;
- неадекватные эмоции. Поведение, не соответствующее ситуации (например, ребенок начинает смеяться, когда остальные огорчены или расстроены);
- зацикливание на одних и тех же мыслях;
- непреодолимое стремление любое дело довести до конца;
- огромный психологический дискомфорт, если меняется привычный распорядок жизни;
- отсутствие друзей;
- эмоциональная бедность. По лицу ребенка не поймешь, какие чувства он испытывает. Он четко выражает только гнев или неудовольствие;
- непонимание юмора, критики;
- буквальное понимание фразеологизмов или идиоматических выражений («водить за нос», «пятки сверкают»);
- стандартное мышление, шаблонное поведение. Невозможность действовать сообразно обстоятельствам и менять планы в соответствии со сложившейся ситуацией;
- неуклюжие движения, плохая координация;
- нежелание и невозможность установления зрительного контакта. Ребенок не смотрит в глаза собеседника;
- полная концентрация внимания на мелочах;
- повторение одних и тех же действий, слов или фраз несколько раз подряд;
- ограниченные языковые навыки;
- одержимость своим хобби;
- неумение делиться радостью, достижениями или неприятностями с другими;
- абсолютное равнодушие к интересам людей;
- превосходная механическая память;
- любовь к чтению как к процессу (без понимания содержания);
- отсутствие навыков абстрактного мышления, воображения, фантазии;
- тремор верхних конечностей;
- расстройства сна;
- депрессия, страх.
Сложности диагностики и лечения
На сегодняшний день еще не разработано диагностических методов, которые помогли бы со 100 % точностью диагностировать такое нарушение. Нет и тестов, которые давали бы основание для определения этого расстройства. Поэтому психиатр выслушает жалобы родителей и будет наблюдать малыша долгое время. Он назначит и определенные нейропсихологические пробы.
С терапией этого расстройства тоже есть проблемы. Пока не разработано действенных методик лечения синдрома Аспергера. Цель медико-психологического воздействия состоит в том, чтобы сформировать и развить социальные навыки и научить ребенка общаться со своими сверстниками и взрослыми, то есть сделать его социально адаптированным. Проводится и медикаментозное лечение – назначаются нейролептики, стимуляторы. Чтобы малыш смог «вписаться» в общество, используется поведенческая терапия.
Читайте также:
Родители должны следить, чтобы ребенок не «уходил» от внешнего мира, полностью погружаясь в свое увлечение. Целесообразно организовать дома определенный распорядок дня. При общении необходимо пользоваться простыми и понятными речевыми конструкциями, избегать длинных сложных предложений. С раннего детства надо разъяснять ребенку правила поведения в разных ситуациях и в общественных местах. А еще он должен чувствовать, что его очень любят таким, какой он есть.
Есть ли разница между аутизмом и синдромом Аспергера?
Часто возникает вопрос: синдром Каннера (аутизм) и синдром Аспергера – одно и то же? Эти расстройства возникают по причине функциональных нарушений в работе ГМ. Некоторые их симптомы совпадают, но это разные патологии, и главный отличительный фактор – сохранность интеллекта. Около 95 % детей с синдромом Аспергера более развиты в умственном плане, чем их одногодки, но имеют собственную линию поведения и по-другому воспринимают окружающий мир.
Вот чем отличается аутист от ребенка с синдромом Аспергера:
- умственная деятельность. Малыш, страдающий аутизмом, может производить впечатление умственно отсталого (хотя часто это не так). При синдроме Аспергера внешне обнаружить особенный тип мышления ребенка практически невозможно;
- речь. Ребенок-аутист начинает говорить позже сверстников, его речевые способности скромны. Дети с синдромом Аспергера имеют хорошо структурированную речь, но она отличается особым ритмом;
- поведение. Аутисты придумывают себе ритуалы и строго придерживаются избранной модели поведения, они всегда сосредоточены на чем-то одном. Ребенок, у которого обнаружено высокофункциональное расстройство, может заинтересоваться двумя объектами сразу. В какой-то сфере он разбирается досконально;
- самообслуживание. Дети с синдромом Каннера поздно и с большими сложностями овладевают навыками самообслуживания, некоторые не способны обеспечить самостоятельный уход. У ребенка с синдромом Аспергера постепенно развиваются такие умения;
- взаимодействие с окружающими. Поведение аутистов люди находят странным и неприятным. При синдроме Аспергера тоже возникают подобные проблемы, но они выражены не так ярко.
Читайте также:
- Аутизм: признаки у взрослых и лечение
- Психические заболевания: список и описание
- Синдром внезапной смерти младенцев
Вылечить такое расстройство невозможно. Родители задумываются, что же будет с их ребенком дальше. Он просто станет взрослым с синдромом Аспергера. Это не болезнь, а врожденная особенность психики. Малыш вырастет и, возможно, достигнет невероятных успехов в какой-то сфере, оставаясь при этом «немножечко странным».
- Лекарственные растения (249)
- Ароматерапия (26)
- Современное лечение (1850)
- Народные средства (260)
- Лекарства из аптеки (614)
Уважаемые читатели, будем рады принять ваши благодарности, а так же критику и любые замечания. Мы вместе делаем этот сайт лучше.