Типы восприятия – визуал, аудиал, кинестетик
Психологами выделяется три типа людей в зависимости от восприятия окружающей среды. Все три типа связаны с органами чувств: зрение с визуалом, слух с аудиалом, ощущение и осязание с кинестетиком. Визуалы большое значение придают тому, что они видят. Они вряд ли что-то поймут или поверят кому-то, пока не увидят собственными глазами. Большая часть людей визуалы, поэтому в школе обучение часто преподается с помощью различных графиков и таблиц. Жалко только что для взрослого человека мир не полностью ориентирован под визуальное восприятие. Аудиалы – люди, у которых большая часть информации воспринимается через слух, они намного проще воспринимают слова, а не картинки или буквы. Им вполне достаточно объяснить все при разговоре, чтобы они усвоили и запомнили информацию. Аудиалы очень любят слушать других, да и в человеке для них важно, как он говорит. Кинестетикам повезло меньше всего. Им, чтобы принять все к сведению надо обязательно потрогать или пощупать источник информации, и даже если идет обычный разговор они не запомнят его содержание, если не прикоснутся к собеседнику. А в современном мире не все удается потрогать, да даже порой не все увидеть!
Так как же выяснить, каков по типу восприятия твой собеседник – аудиал, визуал или кинестетик? Здесь достаточно обратить внимание на его поведение.
Если человек в разговоре будет стремиться взять тебя за руку, провести по твоей одежде, взять и повертеть что-то в руке, то большая доля процентов в том, что перед тобой кинестетик. Если вы разговариваете о каком-то конкретном предмете, который есть перед вами посмотри, как себя с ним ведет собеседник. Ему так и хочется взять его в руки, осмотреть со всех сторон, проверить физические качества предмета? Тогда не сомневайся, перед тобой ярко выраженный кинестетик. Если человек о чем-то вспоминает, или описывает свои впечатления, то он обязательно подчеркнет все действия в процессе описания. Но кинестетик не будет уделять особое внимание своим эмоциям, напротив он предпочитает подчеркивать реальные действия. Например, описывая фильм, он не будет заостряться на драматичных моментах, или рассказывать о том, какое тяжелое впечатление он на него произвел. Кинестетик четко и коротко перечислит действия героев: « он побежал», « она заплакала», « его разоблачили» - вот его возможные фразы при описании фильма. Визуала также несложно определить, если прислушаться к тому, какие слова он часто употребляет в своей речи. Вспоминая увиденное, он будет выражаться такими фразами, как: «мне показалось», « он смотрел», « ты разве не увидел», « взгляни», делая акцент на зрительном восприятии информации. Ну а аудиал, не доверяет увиденному, а воспринимает все через собственный слух. В общении с таким человеком не просто, только слова являются для него стопроцентной правдой. В школе ему лучше всего даются диктанты, так как он может на слух отлично определить, где какой знак препинания ставить, а сказанные слова он помнит очень долго.
Но такие чистые типы встречаются довольно редко, в основном каждый человек представляет собой сочетание из всех типов.Просто у кого-то один тип выражен намного ярче, чем остальные, и по этому доминирующему способу восприятия информации можно определить к аудиалу, визуалу или кинестетику относится человек. Восприятие информации очень хорошо отражается на нашем стиле разговора, на том, как мы запоминаем, слушаем и общаемся. Помимо тех, у кого один тип доминирует над другими, есть люди-универсалы, когда все три типа выражены одинаково. Вот им приходится, пожалуй, хуже всех, когда визуал видит, то, что другие не видят, а аудиал слышит, то, что другие не услышали, универсалы запомнят информацию на поверхностном уровне, не вникнув во всю суть темы.
Для чего нам это надо знать? Это важно, чтобы лучше понимать самого себя, какой способ восприятия окружающего мира у нас преобладает и более грамотно выстраивать общение с людьми. Когда ты видишь, кто перед тобой – аудиал, визуал или кинестетик, то строить разговор намного легче. Можно начать оттачивать мастерство общения на друзьях и близких, ты никогда не задумывалась, что конфликты между вами происходят, возможно, потому, что никто не может правильно подать информацию другому? К примеру, ты рассказывала подруге по телефону, что собираешься на день рожденья, и она тут же дала тебе ценные указания по поводу прически и одежды. А, спросив в следующий раз об этом свою сестру, она не смогла сказать тебе ничего внятного, но тут же показала тебе в журналах примеры выгодных образов на праздник. Это, как язык, находясь в чужой стране ты же не станешь говорить на своем родном языке, потому что тебя никто не поймет, так и, общаясь со знакомыми людьми, говори с ними языком, который близок к их типу. Это будет выгодно обоим, и ты потратишь меньше времени на объяснение информации и собеседник будет относиться к тебе с большим доверием. Да это будет сначала непросто, но результат будет стоить затраченных усилий.
Как это лучше применить на практике? Представь, что у каждого человека не функционируют отдельные органы чувств. У кинестетика отсутствует зрение, но наиболее выражено осязание. В разговоре с ним старайся держать небольшую дистанцию, чаще дотрагиваться до него, в общем как можно лучше поддерживать телесный контакт. Точно так же поступай и с аудиалом, представь, что он ничего не видит, а воспринимает только на слух. Тебе придется все ему объяснять при помощи слов, да вначале возможно будет непросто. Ну а визуал «глух и нем», но здесь тебе придется передавать все также при помощи слов, только твоя речь должна быть наиболее выразительна и насыщенна образами. Представь, что визуал в голове представляет себе картинку, того о чем ты говоришь, поэтому она должна быть наиболее яркой.
Потренировавшись, некоторое время, ты вскоре начнешь с уверенностью определять в человеке лидирующий тип восприятия, а проблем в общении с окружающими будет возникать намного меньше. Да и тебе самой станет намного легче запоминать тексты или слова людей, разобравшись какой тип у тебя преобладает.
Специально для LadySpecial - Нателла
- Психология (96)
- Саморазвитие (145)
- Йога и тело (44)
Уважаемые читатели, будем рады принять ваши благодарности, а так же критику и любые замечания. Мы вместе делаем этот сайт лучше.