Пальчиковая и артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду и дома
Картина, когда малыш перебирает предметы своими маленькими, еще не вполне послушными пальчиками, вызывает умиление. Чтобы помочь карапузу в развитии функции моторики, была придумана эффективная пальчиковая гимнастика для детей. С 2-3 лет занятия должны проходить регулярно, поэтому родителям стоит озаботиться подборкой подходящих упражнений.
Мелкая моторика – основа основ развития
Умение взаимодействовать с небольшими предметами называется мелкой моторикой. Оно играет ключевую роль в психофизическом развитии малыша. Ведь, обладая навыком правильного захвата и удержания маленьких объектов, дети:
- быстрее обучаются орудовать ложкой и другими столовыми приборами;
- умело держат карандаши и лучше рисуют;
- легче осваивают премудрости письма шариковой ручкой;
- хорошо справляются с завязыванием шнурков, застежками на пуговицах и кнопках;
- имеют более развитые речевые центры, что позволяет им чище разговаривать и хорошо артикулировать звуки;
- приобретают чувство ритма;
- активизируют заложенный природой музыкальный слух;
- тренируют реакцию, память.
Благодаря совокупности всех этих факторов ребенок в процессе получения школьного образования сталкивается с меньшим количеством проблем. В частности, он быстро осваивает письмо и, как следствие, не испытывает затруднений в обучении. Лучший способ развить мелкую детскую моторику – использовать пальчиковые забавы и гимнастику.
Гимнастика для пальчиков 2-3-леток
Основными элементами, участвующими в пальчиковых упражнениях, кроме самих пальцев, являются ладошки. Игры с привлечением ручек можно начинать с самого раннего возраста, постепенно наращивая сложность заданий. Примером самого элементарного упражнения считается «Сорока-ворона». С возрастом задачи нужно усложнять.
Упражнения в стихах
Пальчиковая гимнастика обычно выполняется в виде сочетания движений кистью и короткого стишка. Таким образом вы будете тренировать не только пальцы, но и память своего карапуза. Очень важно учитывать, что каждый смысловой отрезок стишка должен иллюстрироваться движением:
- Котик-котик, где же хвостик? (прыгаем с малышом. Если он очень маленький, то пусть будет у вас на руках)
Вот тут! (показываем пальчиком за спину)
Котик-котик, где же носик? (подпрыгиваем)
Вот тут! (демонстрируем)
Котик-котик, где же лапки? (подпрыгиваем)
Вот тут! (показываем)
Котик-котик, где же ушки? (прыжки на месте)
Вот тут! (показываем)
- Что за пальчик спать хотел? (загибаем мизинец)
Этот пальчик лег в кровать (загибаем безымянный)
Этот палец лишь вздремнул (сгибаем третий палец)
А вот этот враз уснул (складываем в кулачок указательный пальчик)
Ну а этот сладко спит (добавляем к кулачку большой пальчик)
Тссс! Никто больше не шумит.
- Кто весною чудо видел?
Как из крохотной из почки (сжимаем кулачок)
Появляются цветочки (разжимаем ладонь и расправляем пальчики).
Игры
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет необязательно должны сопровождаться рифмовками. Это, скорее, забавы «по случаю». Например, пока ваше чадо плещется в ванной, предложите поиграть в «Уточку».
Инструкция:
- На слова «Уточки плывут» малыш опускает ладошки на поверхность воды и делает плавные движения кистью влево-вправо.
- «Птички ныряют и выныривают» - ребенок поджимает пальчики в кулачки и разжимает их.
- «Утки лапками гребут» - карапуз делает быстрые хватательные движения.
Во время рисования рекомендуется делать перерыв для короткого упражнения «Покажи братишек».
Инструкция:
- Сжимаем кулачки и вытягиваем руки.
- «Покажи 10 братьев» – малыш разжимает пальцы.
- «Покажи 5 братьев» - ребенок один кулачок сжимает, а второй разжимает.
- Называем разное количество пальцев, а мальчик или девочка должны правильно его показать.
К слову, с помощью этой игры можно успешно тренировать навык счета.
Универсальная игра, которая может, например, предварять начало уборки в детской, – «Собираем мы в лукошко…»
Инструкция:
- Произносим фразу «Собирает (имя малыша) в лукошко…» - малыш раскрываем ладошки тыльной стороной вверх.
- Начинаем перечислять предметы, а ребенок на каждый загибает по пальчику, не помогая ему другой рукой.
Как веселая игра решает серьезные проблемы?
Для того чтобы ребенок говорил правильно, хорошо артикулировал все звуки и быстрее справлялся с возможными дефектами дикции, следует использовать картотеку артикуляционной гимнастики. Для детей 2-3 лет в детском саду такие занятия проводятся регулярно, но и родителям вполне по силам заниматься с карапузом. Регулярные игры, связанные с произношением звуков, позволяют малышу:
- самому научиться чисто говорить, избавиться от «каши во рту»;
- подготовить мышцы речевого аппарата к дальнейшим занятиям с логопедом в случае необходимости;
- быстрее освоить начальный (основанный на фонематическом – звуковом – принципе) уровень обучения письму в школе.
Учимся поизносить свистящие
Свистящие звуки относятся к наиболее трудным с артикуляционной точки зрения звукам. Но с помощью веселых игр сложную работу можно превратить в интересную забаву.
- «Строим забор»
- Смыкаем челюсти.
- Открываем зубки.
- Ставим верхние зубы на нижние, крепко прижимаем и удерживаем 5-6 секунд.
- Делаем 4-5 повторов.
- «Хобот слона»
- Сжимаем зубки.
- Вытягиваем губы дудочкой.
- Задерживаемся в позе на 7-8 секунд в 4-5 повторах.
- «Крутая горка»
- Открываем рот, улыбаемся так, чтобы показались зубы.
- Кончиком языка упираемся в нижние зубки, а его спинку выгибаем к небу.
- Считаем до 5 и расслабляем язык.
- Делаем 5-6 повторов.
Работаем над шипящими
- «Остужаем блинчик»
- Делаем кончик языка плоским и широким – как блинчик.
- Кладем его на нижнюю губу, приоткрыв рот.
- Произносим «пя», не двигая языком.
- Повторяем 4-5 раз, задерживая положение на 3-4 секунды.
- «Язычок-забияка»
- Делаем кончик языка плоским.
- Шлепаем им по нижней губе, произнося «пя-пя».
- Выполняем по 4-5 раз.
- «Делаем чашу»
- Улыбаемся с широко открытым ртом.
- Высовываем язык и загибаем внутрь его бока.
- Задерживаем позицию на 5-6 секунд, выполняем 5-6 повторов.
Отрабатываем [л], [р]
- «Веселый маляр»
- Открываем рот, улыбаемся.
- Кончиком языка проводим по твердому небу в направлении от задней стенки верхних зубов к горлу.
- Меняем направление, выполняем движения влево-вправо.
- Делаем по 5-6 повторов.
- «Быстрая лошадка»
- Приоткрываем рот, показав зубы.
- Широкий кончик языка прижимаем к небу.
- Резко отрываем его, произнося «цокающий» звук.
- Делаем по 5-6 повторов.
- «Вкусный гриб»
- Приоткрываем рот, показывая зубы.
- Выгибаем спинку языка к небу – шляпка гриба, а кончик прижимаем к уздечке – ножка. В таком положении цокаем.
- Делаем 5-7 повторов.
Читайте также:
- Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет
- Рисование в развитии ребёнка
- Как научить ребенка выговаривать букву р дома?
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет поможет вашему малышу освоить навык правильного произнесения звуков. Веселые упражнения превратят этот процесс в интересную игру. А в дальнейшем ребенку будет проще научиться писать, что положительно повлияет на его успеваемость, а значит, и на самооценку.
- Беременность (857)
- Здоровье мамы (88)
- Развитие ребенка (267)
Уважаемые читатели, будем рады принять ваши благодарности, а так же критику и любые замечания. Мы вместе делаем этот сайт лучше.