Что такое дислексия? Причины возникновения, симптомы и способы коррекции дислексии

Отношения  Просмотров: 5865
Мне нравится

Обучение ребенка – процесс сложный, и каждый родитель сталкивается с определенными трудностями. Мало кому удается быстро усваивать материал, ведь все дети индивидуальны. В педагогике и различных отраслях медицины существует такое понятие как дислексия. Причем это собирательный и общий термин, который описывает первичные расстройства чтения.

Для того чтобы с точностью утверждать что у ребенка существует определенные расстройства, необходимо обследовать его интеллектуальные способности, успеваемость и речевое развитие в целом. Только после изучения этой совокупности можно говорить о дисклексии.

Точного и удовлетворяющего всем аспектам термина «дислексия» нет, по этим причинам общая распространенность проблемы не известна. Но наиболее часто данное нарушение выявляется среди мальчиков, однако это не говорит о том, что половая принадлежность является предрасполагающим фактором.

 Что такое дислексия?

Что такое дислексия: причины возникновения

  • В основе дислексии и нарушения фонологического процесса, лежит плохая способность распознания. Ребенок просто не может запомнить звуки. Недуг может характеризоваться как нарушение понимания текста и его написания. В дальнейшем это способствует формированию проблем с запоминанием информации на слух, формированием речи, подбором подходящих слов и пр.
  • В формировании дислексии огромное значение имеет наследственный фактор. В случае если у кого-то из родителей были или есть нарушения чтения или расстройства в приобретении школьных навыков, то ребенка находиться в группе риска.
  • При исследовании людей с данным нарушением были выявлены функциональные изменения головного мозга. По этим причинам специалисты пришли к мнению, что дислексия является следствием кортикальной дисфункции из-за врожденной аномалии развития структур головного мозга и нервной системы в целом. Кроме того, в причинах возникновения недуга отводят роль и нарушению процесса объединения определенных частей в единое целое – интеграции.
  • Большинство специалистов связывают дислексию с левым полушарием головного мозга и нарушениями работы в тех участках, которые отвечают за распознавание речи. Немаловажную роль играет изменения слаженной работы между этими областями из-за разрыва соединения. Так дисфункции в области угловой извилины головного мозга, средней затылочной области и правого полушария могут спровоцировать проблемы с распознанием слов.
  • У ребенка могут быть и др. проблемы с чтением, которые существенно отличаются от дислексии. Обычно такие нарушения вызываются различного рода сложностями в понимании речи. Зрительные проблемы ребенка и аномальные движения глаз при чтении нельзя относить к дислексии. Но эти нюансы, так или иначе, все же влияют на изучение слов.

Дислексия: основные симптомы

Симптомы дислексии весьма разнообразны. Это нарушение может быть выражено задержкой речевого развития, формированием различного рода сложностей в запоминании букв и цифр, иногда даже цветов. Дислексия у детей проявляется сложностями в сочетании звуков, рифмованием слов. Кроме того они не могут определить в какой части слова расположены те или иные звуки.

Что такое дислексия?

Дети с дислексией могут путать звуки в словах и менять их на обратный порядок. Связано это с различного рода сложностями в запоминании и восстановлении этого образа в памяти.Но однако этот же признак может быть нормой у малышей до 8 лет. Для того чтобы сделать точный прогноз и выявить дефект необходима консультация специалиста.

Ранними признаками дислексии является задержка правильного выговора слов, или колебание-задержка перед разговором. Частым ранним симптомом признано нарушение кратковременной слуховой памяти и слуховой последовательности.

Дислексия у детей: диагностика

Как показывает практика, у большинства малышей дислексия не диагностирована до момента поступления в детский садик или школу. В обязательном порядке необходимо исследование детей, у которых отмечается задержка пассивной речи, которые не нагоняют своих сверстников к моменту 1-ой ступени обучения.

При подозрении на нарушение дети должны подвергнуться обследованию с целью выявления навыков чтения, уровня общего речевого здоровья. Кроме того, необходимо психологическое обследование для выявления особенностей ребенка и тех форм обучения, которые окажутся наиболее приемлемыми. Психологическое исследование проводится с целью определения эмоциональных аспектов, которые могут оказывать влияние на расстройства чтения.

При исследовании в обязательном порядке необходимо собрать семейный анамнез, который будет включать наличие психических расстройств и уровень эмоционального климата в семье.

Необходимо и медицинское обследование, с целью выявления проблем слуха или зрения у ребенка. Исследование у невролога поможет выявить нервно-психическую незрелость или же незначительные неврологические нарушения.

Способы коррекции дислексии

Дети с дисклексией не могут достичь достаточного уровня грамотности. К сожалению, эта проблема остается на всю жизнь. Но у многих малышей все же развиваются функциональные навыки чтения. Главной целью коррекции дислексии является адаптация процесса обучения. В ходе этого необходимо научить ребенка распознавать слова и выделять определенные компоненты слов. Достигается это путем прямого и непрямого обучения.

Что такое дислексия? Причины возникновения, симптомы и способы коррекции дислексии

Методы прямого обучения заключаются в использовании специальных фонетических техник по отдельности от обучения ребенка чтению. Непрямое же обучение комбинирует специальные фонетические методы и программы по обучению чтения. В ходе процесса могут быть использованы различные техники: буквенно-звуковой метод, метод чтения по слогам или же чтение целых слов и предложений.

После рекомендовано использовать способы с воздействием сразу на несколько органов чувств. Методика заключается в изучении целых слов и одновременном восприятии зрительных, слуховых и тактильных ощущений, для того чтобы обучиться звукам, словам и целым предложениям.

Чтобы научить ребенка выделять составные части слов используют методики смешения звуков для того, чтобы образовывались слова. Также могут быть применены разделения слов на части, и методика определения расположения звука в слове.

Для того чтобы ребенок умел выделять компоненты и понимать текст необходимо задавать наводящие вопросы, научить выделять основную идею, определенные детали. Для закрепления материала нужно использовать чтение с выводами.

Читайте также:

При дислексиисамое главное не пропустить 1-ые симптомы. Для достижения этой цели, родителям необходимо быть внимательными и строго следить за процессом обучения и развития ребенка. Более того, современный рынок услуг предлагает широкий выбор развивающих школ, где работают опытные педагоги, которые помогут Вам справиться с данной проблемой. 

Читайте другие интересные рубрики


Полезная статья? голосов 0
0

Оставьте свой комментарий
Новых комментариев: 0

Редакция LadySpecial.ru

Уважаемые читатели, будем рады принять ваши благодарности, а так же критику и любые замечания. Мы вместе делаем этот сайт лучше.



Похожий материал - Вам это понравится

↓ Показать больше похожих статей ↓